28.10.2011 10:07
Светлана МАНДЖИЕВА
В рамках визита в республику Государственный Оракул Тибета Тубтен Нгодуп посетил наш район, встреча с которым состоялась в районном Доме культуры. После экскурса в историю зарождения института оракулов, изложения основных тезисов буддийского учения священнослужитель провел молебен, в котором участвовали также Нгаванг Лодой и настоятель Лагнского хурула Лобсан Зунду.
Приехавшего из Дхарамсалы высокого гостя приветствовал глава района Андрей Манджиев. Он отметил, что этот визит в Калмыкию Государственного Оракула Тибета осуществлен по просьбе Главы республики Алексея Орлова во время встречи с Его Святейшеством Далай-ламой ХIV. Руководитель района поблагодарил досточтимого монаха за его согласие приехать в Лаганский район и провести молебен, посетить также хурулы не только в Лагани, но и в селах Джалыково, Улан Хол, освятить ступу в центре города, открытие которого состоялось весной этого года.
Перед тем как начать молебен, Государственный Оракул приветствовал лаганцев, напомнив им, что во время его прежних визитов в республику в 1997-1998 годах он приезжал и сюда, в Лаганский район. Далее, излагая историю зарождения института оракулов, формирования системы тибетского правительства, священнослужитель отметил, что эта традиция уходит корнями в давние века, когда была установлена связь с божествами, призванными стать защитниками известных в буддийском мире монастырей в Тибете. Одно из божеств (по калмыцки «сякусн»), как гласит древняя история, призвали из монгольской земли и обозначили защитником одного из крупных монастырей Дрепунг, мы называем его Окон-Тенгр. Начиная с правления Далай-ламы V, возник институт Государственного Оракула – Ничунг. Как пояснил высокий гость, способность предсказывать у оракулов появляется в момент вхождения в них божеств – защитников буддийского учения. Умение предсказывать будущее у некоторых людей передается по наследству. В Тибете же существует целая система, которая, в случае смерти очередного Оракула, определяет по известным ей признакам следующего главного предсказателя и представляет его Далай-ламе для дальнейшего исследования его способностей и ритуальных действий. Бывало, что период ожидания прихода нового Оракула затягивался, и тогда, по этому случаю, в монастыре Дрепунг большое количество монахов осуществляло соответствующий молебен. Государственным Оракулом, по словам досточтимого монаха, он был объявлен после того, как в марте 1987 года он впал в транс и по ряду признаков, характеризующих новоявленного последователя, ушедшего в мир иной Оракула, был представлен Его Святейшеству Далай-ламе ХIV.
Высокий гость, осуществляя устную передачу мантры прибежища – основополагающей буддийской практики трех драгоценностей, обратил особое внимание на мотивацию во время повторения этой молитвы: необходимо обязательно достигать альтруистического состояния, то есть желать счастья, добра всем людям – родным, близким, друзьям и недругам, всем живым существам на земле. Только с таким чистыми, высокими помыслами (цаган седклтэ) сам молящийся получит благодать свыше, укрепится его здоровье, и он обретет состояние счастья. Ведь счастье, по его мнению, духовная субстанция.
Когда занимаетесь практикой, сказал Главный Оракул, представляйте перед собой живую святую личность – Будду. Это будет результативная практика прибежища. Он обозначил три главных наставления, которые должен выполнять буддист: относиться с уважением - к любому изображению Будды, божеств; к священным текстам и к любым книгам, в которых буквы алфавита – это своего рода священные знаки; к монашеским общинам, к монашеской одежде, являющимися проводниками практики трех драгоценностей. Также он обратил внимание верующих на три запрета, которые не должен нарушать буддист: принимать прибежище в других божествах, приносить вред другим живым существам, порождать ложные воззрения, что нет Будды, нет прибежища и т.д. Иными словами говоря, буддист должен иметь сильную веру, тогда его сознание, согласно учению, будет освобождено от загрязненных помыслов, от страданий.
Сейчас в период технического прогресса, различных мировых потрясений человек может сохранить себя, уделяя большое внимание своему духовному развитию. И буддийское учение предлагает один из таких путей самосовершенствования, постижения истины. Неслучайно во всем мире сейчас проявляется большой интерес к буддизму не только как к религии, но и как к философии, к науке. «Наше преимущество в том, - сказал Оракул, - что мы являемся традиционными буддистами, и потому наша вера естественна и стабильна, так как передавалась из поколения в поколение. У калмыцкого народа были разные периоды подъема и упадка, но он сохранил свою веру. И сейчас созданы все условия для развития духовной практики». Как пояснил, Оракул, «Будда» в переводе на тибетский «Санге»: «сан» обозначает очищение потока сознания от загрязненных помыслов, «ге» - увеличение реализации всех позитивных качеств. Это знание послужит прочности веры.
Благодаря отличному переводу с тибетского на русский, который осуществил сопровождавший Оракула заместитель председателя Народного Хурала (Парламента) РК Хонгор Эльбиков, лаганцы с большим вниманием прослушали краткий курс учения, после чего был проведен молебен.В завершение верующие могли получить благословения
«адис», аршан.