09.12.2015 10:33
9 декабря 2003 г. наряду с другими государствами мирового сообщества Российской Федерацией подписана Конвенция ООО против коррупции. Указанная дата во всем мире отмечается как Международный день борьбы с коррупцией.
Названная конвенция является основополагающим актом международного права в сфере противодействия коррупции и преследует, в том числе цели борьбы с организованной преступностью и терроризмом как сопутствующими ей проявлениями агрессии.
Борьба с коррупцией – острая проблема современного российского государства, поскольку это явление препятствует динамичному и поступательному развитию государства, нарушает права граждан, желающих реализовать свои конституционные права, способствует противоправному поведению и совершению преступлений.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность. К категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки и другие.
Прокуратура - субъект, который должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой.
В ходе проведения надзора наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных муниципальной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей. Также при осуществлении прокурорского надзора часто выявляются нарушения, касающиеся порядка формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и др.
Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора в настоящее время уделяется выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Помимо этого прокуратура при получении соответствующей информации проводит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, связанных с нарушением ограничений, которые установлены в отношении гражданина, замещающего должность на государственной или муниципальной службе, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
На прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Прокуратура наделена важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимает участие в правотворческой деятельности.
Пристальное внимание прокуроров обращается на сферы правоотношений максимально подверженные коррупционным рискам: бюджетного, земельного, антимонопольного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о закупках, о противодействии легализации преступных доходов; в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тарифного регулирования и ценообразования; предоставления мер государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности; осуществления контрольных и разрешительных процедур.
В истекшем периоде 2015 года в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, борьбе с коррупцией прокуратурой Лаганского района выявлено свыше 480 нарушений законодательства, для их устранения принято более 180 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 45 должностных лиц, к административной ответственности привлечены 3 лиц, из материалов прокурорских проверок возбуждено 1 уголовное дело.
Так, согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст.64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
В нарушение вышеуказанного требования законодательства индивидуальный предприниматель Н., заключивший трудовой договор с бывшем сотрудником полиции Э., в течение 2 лет с момента увольнения последнего информацию о последующем трудоустройстве Э. бывшему работодателю не направил, в связи с чем Н. привлечен к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ к штрафу в размере 20 тыс. руб.
Прокурор района
советник юстиции
Д.А. Никулин